Художники, люди одаренные по природе
талантом, не понимают,для чего им дан дар, и некому объяснить им
это. Большая часть талантов стремилась и стремится изобразить в
роскоши страсти человеческие. Художник, сердце которого интуитивно
стремится к чему-то высокому, постепенно начинает понимать, что
занятие искусством не может удовлетворить его сердце вполне. Ни
созерцание великолепия природы, ни познание самого себя не приводят
человека к желаемой цели. Духовные запросы полностью удовлетворяются,
только когда предметом устремлений человека становится Бог. Ловлю
себя на мысли, что многие художники привязываются душой к временному:
отдают свое сердце богатству, славе или красотам мира сего. Преданность
человеку проявляют, а не Христу. А РАБОТЫ ХУДОЖНИКА ЛЮДИ СМОТРЯТ,
И НАДО ЛИ ГОВОРИТЬ, КАК СИЛЬНО ОН НА НИХ ВОЗДЕЙСТВУЕТ МЫСЛЬЮ СВОЕЙ.
Есть только два пути человеческого
существования: путь цивилизации - накопления материальных благ и
монашества, как говорят, "умного делания", отказа от всего
лишнего. Кризис духовный, наблюдаемый ныне, - оот утраты понимания
первостепенной значимости этого "умного делания".
Порабощение церкви, ее антиканонический
настрой, отсутствие независимости духовной власти свели церковь
до обрядового института. С этим нельзя не согласиться. И это мы
наблюдаем в нашей истории.И потому и наблюдается ЕЩЕ С ПЕТРОВСКИХ
ВРЕМЕН оттход так называемой свободомыслящей интеллигенции от церкви.
Происходило, да и по сию пору происходит предательство церкви. Вся
история русской интеллигенции в прошлом и нынешнем веках шла и идет
под знаком религиозного кризиса. А выражается он чаще всего в переходах
отт страстной веры к страстному безверию. Но, благодарение Богу,
ни отступление от церкви, ни государственный гнет не разрушили ее
внутренней духовной жизни. И вот еще одно, что мне очевидно и о
чем давно хотел сказать вам: ХУДОЖНИКУ РУССКОМУ НЕ ПРИХОДИТ В ГОЛОВУ,
ЧТО ЕГО ТВОРЧЕСТВО МОЖЕТ БЫТЬ СВЯЗАНО С ДУХОВНЫМ НАСТАВНИЧЕСТВОМ.
Столкновение православия с инославием
Запада сказалось и сказывается ощутимо, болезненно для русской духовной
жизни.
Внутренний духовный спад охватил,
скажу я вам, едва ли не все русское православие. А ведь в люьое
смутное время только церковь и способна сыграть решающую роль в
возрождении государства, только ее голос окажется достаточно авторитетным,
чтобы предотвратить анархию и объединить русский народ.
Надобно крепить церковь и с тем -
государство - вот задача интеллигенции, если она не хочет, чтобы
на смену ей пришло латинство, протестантизм или иудаизм. У нас же,
вы ясно видите, происходит обособление культуры от церкви. Во времена
Алексея Михайловича церковь охватывала все стороны жизни, все области
человеческого творчества. После Петра они обрели автономию. И это
и привело к расслоению общества. Ежели ранее, при всем различии
общественных положений, ПО ДУХОВНОМУ ОБЛИКУ СВОЕМУ РУССКИЕ ЛЮДИ
СОСТАВЛЯЛИ ОДНОРОДНУЮ МАССУ, ТО ЗАПАДНОЕ ВЛИЯНИЕ РАЗРУШИЛО ЭТУ НРАВСТВЕННУЮ
ЦЕЛЬНОСТЬ.
И НЕМАЛАЯ ВИНА В ТОМ ИСКУССТВА.
|